Uni versus Fachhochschule

Ознакомившись ближе со школьной системой Германии логичным будет вопрос: «А как же они получают необходимое высшее образование, ведь количество закончивших гимназии и им равных чуть выше, чем у нас медалистов».  Оказывается и это продумано.

Дело в том, что в Германии есть несколько типов ВУЗов, с разными предпосылками и требованиями к поступающим, а также с различными акцентами в учебном процессе. Поэтому, поступая в ВУЗ Германии, нужно уметь правильно сориентироваться как при при выборе ВУЗа, так и при оценке собственной академквалификации, поскольку немецкая система образования включает ВУЗы разных типов, до сих пор выдающие дипломы разного «достоинства». Поскольку специализация начинается уже в средних классах школы, выбор дальнейшего направления  и характера учебного процесса делается  уже при выборе типа школы.

ВУЗы в Германии являются третьей ступенью образовательной системы (после начальной и средней школы). Статус ВУЗа определяется законами конкретной земли, поэтому различия могут быть значительными.

ВУЗы в Германии можно поделить условно на следующие виды:

  • высшие учебные заведения, по окончании учебы присваиваются академические степени (Раньше диплом и магистр, в процессе неохотного и затяжного перехода на Болонскую систему – бакалавр и магистр) и которые дают Promotionsrecht – право дальшего написания и защиты докторской. Это: академии — Akademie (частично), строительные, горные академии — Bauakademie, Bergakademie, объединённые институты (многопрофильный тип вуза) — Gesamthochschule  (сочетают как академические, так и прикладные программы обучения), теологические, медицинские, технические, ветеринарные,  педагогические ВУЗы, университеты, экогомические и торговые институты —Wirtschafts- und Handelshochschulen.
  • ВУЗы с художественной и художественно-научной специализацией: консерватории, художественные академии, музыкальные, актерские высшие школы (ВШ).
  • ВУЗы, в которых преподавание и научные исследования имеют ярко выраженный прикладной характер (составляют т.н. неакадемический сектор немецкого высшего образования, поскольку акцент делается на практические моменты. По окончании, как правило, присваивается низшая академстепень – диплом/бакалавр, которые не дают право на дальнейшее написание и защиту докторской – дальше можно  идти на магистра): дуальные ВШ — Duale Hochschule, профессиональные ВШ —  Fachhochschule или же Hochschule für Angewandte WissenschaftenUniversity of Applied Sciencesинституты прикладных наук, профессиональные ВШ административного управления — Fachhochschule für öffentliche Verwaltung.
  • Отдельно выделяются BerufsakademieCooperativ education (чисто немецкий вид ВУЗа-  профессиональная академия. Не являются ВШ в традиционном значении этого слова), профакадемии , административные и экономические академии для работников и руководящего состава федеральных, земельных и коммунальных административных органов управления — Verwaltungs- und Wirtschaftsakademie (присваиваемый диплом не является академстепенью)

Основная «конкуренция» развивается между университетами и Fachchochschule, о них и пойдет речь на этот раз.

В Германии термин «Университет» означает как правило ВУЗ с правом на дальнейшие защиту и присвоение докторской степени –Promotionsrecht. Однако теперь и некоторые ВШ также дают такое право. Университеты поддерживают и развивают дальше научное направление: в них изучаются предметы и профессии с более наукоемким характером – как правило, медицина, правовые, социальные, гуманитарные, постепенно также естественные науки, теология,  философия. Технические университеты имеют также широкий спектр предметов и специализаций, однако все имеют одно направление – инженерное дело.

Fachhochschulen возникли на основе инженерных школ, аналогов наших профессиональных училищ. В 1976 году они были включены в систему высшего образования. Постепенно их уровень повысился: наряду с подготовкой специалистов они стали заниматься проведением прикладных научных исследований. В настоящее время в Fachhochschulen учится около 26% всех студентов. ВУЗы этого типа готовят специалистов 120 профилей: инженеров, экономистов, дизайнеров и профессионалов в других областях. Некоторые из них оцениваются даже лучше некоторых университетов. Прикладной характер подготовки достигается за счет введения семестров производственной практики (кстати, иностранные студенты могут проходить ее и в своей стране). Тематика курсовых и дипломных работ тесно связана с практическими задачами. Многие студенты выполняют свои работы по договору с предприятиями.

Присваиваемые здесь дипломы дают, как правило, право работать по одной узкой специальности – она указывается в дипломе: например, Diplom-Ingenieur (FH). Однако тенденция меняется. С внедрением Болонской системы Fachhochschule присваивают академ.степени бакалавра и магистра, которые по статусу формально приравниваютя к университетским. Кроме того, решением Федерального конституционного суда от 13. April 2010 законодательный статус профессоров Fachhochschule приравнивается к статусу университетских, кроме того, более не имеют силы установленные решениями 1982 и 1983 гг. различия между научной направленностью университетского образования и практической проф. подготовкой в Fachhochschule.Однако практика показывает, что решающую роль при поисках работы играет не столько тип ВУЗа, cколько его статус и репутация в данной конкретной области, а также – в некоторых профессиях, как например, право, и  полученный балл (выпускная оценка). И так будет оставаться еще какое-то время, до тех пор, пока не будут окончательно приняты все необходимые земельные законы (а именно они регулируют образовательную политику в своих пределах) и не выработается конкретная практика. Кроме того, получение некоторых профессии все еще четко прописано законом и осуществляется через университетское образование – например, право и медицина. Поэтому такие профессии относятся к регламентируемым, и в случае  официального признания ненемецких и неевропейских профквалификаций данного направления возникают наибольшие сложности.

Поэтому, выбирая, например, профессию экономиста, дизайнера или архитектора, нужно хорошо представлять себе, в каком секторе  Вы потом будете работать, чтобы правильно определиться с ВУЗом – научный или прикладной аспект.  Следует учитывать и тот факт, что в университеты часто поступают уже имея одно проф. образование и опыт работы, с целью углубить или расширить имеющиеся знания. Например, многие инженеры работают на предприятиях и выполняют текущие работы –например в автомобильной промышленности по сборке деталей, ремонту. Им достаточно Fachhochschule. Некоторые инженеры имеют еще одно дополнительное образование и занимаются научным развитием промышленности, например  созданием  экологически чистых автомобилей, новых материалов (органическая пластмасса для внутренней отделки автомоболей, легкий прочный материал караса, органическое топливо).

Малиновская Мария, сотрудница EUeasy Мюнхен.

Explore posts in the same categories: Обучение

Метки:

You can comment below, or link to this permanent URL from your own site.

2 комментария на “Uni versus Fachhochschule”


  1. […] Продолжим в этом выпуске рассматривать основные отличия между университетским и фаххохшульным образованием. Следует отметить, что речь идет о наиболее общих тенденциях в последние годы и месяцы. […]


  2. […] Продолжим в этом выпуске рассматривать основные отличия между университетским и фаххохшульным образованием. Следует отметить, что речь идет о наиболее общих тенденциях в последние годы и месяцы. […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: